Научно-исследовательская работа студентов за предшествующий учебный год

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является важным средством повышения эффективности учебного процесса и улучшения качества подготовки специалистов.

В настоящее время недостаточно обеспечивать студентов определенной суммой знаний. Необходимо подготовить будущего специалиста к самостоятельному творческому труду, воспитать в нем умение анализировать поступающую научно-техническую информацию. В связи с этим, научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является важным средством повышения эффективности учебного процесса и улучшения качества подготовки специалистов.

Научная работа студентов помогает определять и развивать интерес к избранной специальности, способствует более глубокому познанию изучаемых дисциплин, активизирует творческую деятельность будущих специалистов. Научная работа преподавателей и студентов тесно взаимосвязаны между собой, так как тематика научной работы студентов всегда связано с разрабатываемыми на кафедре научными проблемами.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) подразделяется на исследовательскую работу, предусмотренную учебным планом и включаемую в учебный процесс (УИРС) и работу, выполняемую во внеучебное время (занятия в кружках СНО, работа с научной литературой, подготовка докладов, выступления на конференциях и т. д.).

Возможности применения УИРС при проведении лабораторно-практических занятий по дисциплинам кафедры очень широки – в среднем примерно около 70 - 80% учебных занятий могут содержать элементы научных исследований. 

УИРС на ланддшафтоведении.png

Один из примеров УИРС на занятиях по ландшафтоведению
(2 курс, бакалавры направления «Агрохимия и агропочвоведение»)

Проведение исследовательской работы студентов в рамках учебного процесса (УИРС) на кафедре Земледелия, агрохимии и агропочвоведения осуществляется по следующим направлениям: выполнение лабораторных работ по изучаемым на кафедре дисциплинам, содержащих элементы научного поиска; посещение научных учреждений (НИИ, опытных станций) и ознакомление с постановкой опытов и методиками проведения научных исследований; составление рефератов по темам лабораторных занятий; проведение научных исследований при выполнении программ учебных и производственной практик.

Например, при изучении курса Земледелия учебно-исследовательская работа студентов 2 курса факультета основана на проведении комплекса; взаимосвязанных лабораторных работ. Выполнение лабораторных работ, содержащих элементы научных исследований, студенты начинают с изучения строения пахотного слоя почвы. Каждой группе студентов, состоящей из 2 – 3 человек выдается почвенный образец, в котором они определяют влажность и влагоемкость почвы, плотность сложения, общий и продуктивный запас влаги и другие показатели. На основании полученных результатов студенты делают выводы не только по конкретному почвенному образцу, но и по всем образцам, с которыми работала подгруппа. По такой же методике проводятся занятия и по остальным темам учебного курса.

Научная работа студентов на кафедре во внеучебное время (работа кружков СНО – студенческого научного общества)

11111111111111.jpg

Описание почвенного разреза в рамках выполнения научной работы студентами направления подготовки «Агрохимия и агропочвоведение»

(Руководитель – профессор Степанова Л.П.)

Во внеучебное время научно-исследовательская работа студентов проводится при работе с литературными источниками, при подготовке рефератов, проведении научных исследований, обработке экспериментальных данных, подготовке отчетов по практикам и в рамках регулярного проведения занятий студенческих научных кружков. Итогом работы студентов являются научные статьи, подготовка работ на научные конкурсы различных уровней.
По разработанным планам и графикам работы происходят заседания кружка СНО, на которых докладываются результаты научной работы. Лучшие доклады отбираются на научные студенческие конференции и  конкурсы. На прошедшей научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов аспирантами и студентами кафедры земледелия было сделано 15 научных докладов, в т.ч. на мероприятиях регионального и российского уровней. 

 

Конференция неделя науки.png

Конференция студентов, аспирантов и молодых учёных в рамках «Недели науки» на факультете агробизнеса и экологии

Доклад нк Дню науки.jpg

Выступление с докладом на конкурсе научных работ студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященного Дню науки

На кафедре функционирует кружок НИРС «Экология почвы» под руководством Заслуженного деятеля науки профессора Степановой Л.П.. Участвуют в этой работе и остальные преподаватели кафедры.

 

Итоги научного семинара в кружке НИРС «Экология почвы»

 

23 ноября 2018 г. бакалавры направления подготовки «Агрохимия и агропочвоведение», являясь членами кружка НИРС «Экология почвы» на кафедре под научным руководством профессора Степановой Л.П. организовали и провели научный семинар.

Членами кружка были сделаны сообщения, характеризующие особенности миграции и аккумуляции веществ в почвенном профиле в ландшафтах. Показано, что знание этих процессов позволяет установить благополучие или неблагополучие в геохимическом отношении конкретных территорий, как в условиях природного почвообразования, так и при антропогенном его проявлении. Не зная форм миграции элементов, условий, влияющих на интенсивность миграции, нельзя управлять этими процессами и прогнозировать масштабы их проявления и их направленного регулирования в целях обеспечения экологического благополучия ландшафта.

Научный семинар1.JPG

Научный семинар 2.JPG

В сообщении члена кружка НИРС Смирных Владимира была дана характеристика элементарных геохимических ландшафтов как однородной территории в пределах одновозрастного элемента рельефа с определенным биоценозом, однородной почвой и однотипными миграции и аккумуляции веществ.

Зимина Кристина показала на схеме геохимическую характеристику ландшафта, включающую три группы элементарных геохимических ландшафтов, отличающихся особенностями составляющих компонентов и процессов миграции и аккумуляции веществ – элювиальные, транзитные и аккумулятивные и закономерности их расположения по рельефу местности.

Более подробная характеристика отмеченных групп элементарных геохимических ландшафтов была представлена в докладе Антоновой Марины, которая представила характерные особенности транзитных элементарных геохимических ландшафтов.

научный семинар 3.JPG

А в сообщении члена кружка НИРС Волынкиной Кристины дано определение аккумулятивных элементарных геохимических ландшафтов и их подразделение на супераквальные (надводные и гидроморфные) и аквальные, или подводные, аккумулирующие вещества с поверхностным и внутрипочвенным стоком.

Процесс почвообразования проявляется как процесс обмена веществом и энергией между почвообразующей породой и живыми организмами, гидросферой и атмосферой. Главными агентами переноса вещества в почвах и ландшафтах являются движущиеся вода и ветер, а также гравитационные силы.

Наиболее масштабной миграции веществ происходит под действием движущейся воды. Это миграция компонентов твердой и жидкой фазы почвы в различной степени дисперсности. В своем сообщении Сорокина Светлана охарактеризовала условия среды, влияющие на миграцию веществ в профиле почвы.

научный семинар 4.JPG

В докладе Черниковой Марины показаны основные формы миграции веществ в почве во взвешенном состоянии (суспензионной форме), имеющих особое значение для эродированных земель. 

Чичкина Татьяна представила подробную оценку особенностям миграции в почвах комплексных соединений, так как многие металлы в природных условиях, являясь ионами – комплексообразователями, могут образовывать аквокомплексы, ацидокомплексы, гидрооксикомплексы, смешанные комплексы,  хелатные комплексы. При этом докладчик представила особую роль комплексных соединений гумусовых веществ с металлами и их миграционную способность.

Научный семинар 6.JPG

В сообщении Мамонтовой Екатерины дана подробная характеристика особенностям миграции веществ в коллоидном состоянии – это гумусовые вещества и полуторооксиды железа, алюминия, марганца, органо-минеральные содержания и тяжелые металлы. Показана способность коллоидных форм веществ быть в состоянии геля или золя, что имеет особое значение в оценке роли коллоидного состояния веществ в процессах миграции и аккумуляции, то есть оценка геохимической характеристики ландшафта.

Научный семинар 7.JPG

Леухина Оксана представила характеристику основных процессов, определяющих аккумуляцию веществ, это избирательное поглощение элементов растениями и синтез органического вещества; трансформация отмерших частей растений и образование гумуса и дернины, торфа, лесная подстилка; аккумуляция элементов в результате сорбционной способности гумусовых веществ и различных форм детритогенеза.

Научный семинар8.JPG

А в сообщении Леухиной Татьяны представлены общие положения, характеризующие понятие сорбции и сорбционных процессов, определяющих молекулярную сорбцию газов, воды, органических соединений, пестицидов; физико-химическое обменное и необменное поглощение катионов и анионов; хемосорбция сообразованием трудно- растворимых осадков.

Научный семинар 9.JPG

Плесовских Ирина в своём докладе показала, что на аккумуляцию веществ оказывают значительное влияние такие условия среды, как щелочно-кислотные условия, окислительно-восстановительное состояние среды; гидротермические и термодинамические условия, а также концентрация компонентов в почвенном растворе. Сообщением, представленным Толпыгиным Иваном, дана оценка степени влияния почвенно-климатических условий на миграцию загрязняющих веществ, токсинов в почвенном профиле.

Научный семинар 10.JPG

Интерес вызвали сообщения, представленные Немолякиной Мариной, которая дала определение геохимических барьеров, уменьшающих интенсивность миграции и приводящих к концентрации химических элементов на примере биохимических барьеров. Лазуткина Анастасия представила условия возникновения физико-химических барьеров в профиле почвы: окислительный, восстановительный, сульфатный и карбонатный, щелочной, кислый, испарительный, адсорбционный, термодинамический и особенности их действия в профиле почвы. Смирных Владимир показал условия образования механических барьеров в почве.

Научный семинар 11.JPG

Научный семинар 12.JPG

В заключении сделан вывод о том, что геохимические барьеры сменяют друг друга в пространстве, что обусловливает сложную, многообразную картину распределения ландшафтно-геохимических полей со свойственными им геохимическими ассоциациями элементов и веществ, и служат объективной основой для формирования системы агроэкологических ограничений техногенно-химической интенсификации земледелия с целью предотвращения эрозионных процессов, загрязнения почв и вод токсическими веществами. 

Научный симпозиум, посвященный 135-летию выхода в свет капитального труда Василия Васильевича Докучаева «Русский чернозем» (в рамках кружка НИРС)

3 декабря 2019 года кафедрой земледелия, агрохимии и агропочвоведения в рамках кружка НИРС «Экология почвы» был организован и проведен научный симпозиум, посвященный 135-летию выхода в свет капитального труда Василия Васильевича Докучаева «Русский чернозем».

Доктор сельскохозяйственных науки, профессор Лобков Василий Тихонович в своем вступительном слове отметил, что почвоведение как наука зародилось в России, где были разработаны его научные основы и главные методы исследований. Обширные просторы страны с богатыми и многообразными почвенным покровом, широкое развитие земледелия определили большой интерес и необходимость углубленного изучения почв.

Академией наук России, открытой в 1725 году, были организованы экспедиции с целью изучения природных условий России, исследования земельных богатств и сельского хозяйства на обширной территории страны.

Заведующая кафедрой земледелия, агрохимии и агропочвоведения Юлия Анатольевна Бобкова обратила внимание на тот факт, что сельским хозяйством России ХIХ века были предъявлены высокие требования к научным исследованиям, что обусловило значительное развитие сельскохозяйственной науки, а именно были выполнены работы по оценке земель, в которых участвовали агрономы и экономисты, в связи с налогообложением и развитием хлебной торговли.

Доктор с/х наук, профессор кафедры Лопачев Николай Андреевич указал, что именно в этот временной период были составлены первые обзорные почвенные карты европейской части России (Веселовский, Вильсон, Чаславский), на которых наметились некоторые границы почвенных зон.

В своем выступлении доктор с/х наук, профессор Степанова Лидия Павловна, руководитель кружка НИРС «Экология почвы» заострила внимание участников симпозиума на том факте, что для развития научного почвоведения как нового этапа в изучении почвенного покрова России, большое значение имели достижения в области естествознания в целом и в особенности таких наук, как геология, химия, физиология растений и микробиология.

В выступлении студента 3 курса АЭ301-2 Асадбекова Ахмеда был представлен биографический путь становления Василия Васильевича Докучаева как создателя науки о почве и новой научной дисциплины-естественноисторического, или генетического почвоведения.

Гринева Екатерина, студентка 3 курса АЭ-301-2 подробно осветила программу работ по изучению черноземов европейской части России, составленную В.В. Докучаевым по поручению Вольного экономического общества России. В программе работ В.В. Докучаева наметил новые принципы изучения почв как самостоятельного естественноисторического тела, формирующегося под влиянием природных факторов почвообразования.

В своем выступлении студент 3 курса АЭ301-1 Качанов Николай указал, что дату утверждения программы работ по изучению черноземов России-март 1877 года можно рассматривать как начальный момент в развитии генетического почвоведения. При этом было подчеркнуто, что до начала работ экспедиции В.В. Докучаева имелись только разрозненные данные о почвах России и именно это обстоятельство обусловило необходимость систематического, полноценного изучения черноземных почв европейской России, а именно исследования условий образования: климат, рельеф, почвообразование породы, растительный и животный мир во взаимосвязи и взаимозависимости, отраженных в профильном распределении генетических горизонтов, их мощность и химического состава.

Клычев Дмитрий студент 3 курса АЭ 301-1 представил подробную характеристику влияние произрастающей растительности на изменение качественного состава и свойств черноземных почв на территории Орловской области и вывод Василия Васильевича Докучаева о растительно-наземном происхождении черноземов на основании детального изучения почв при движении на юг до Мохового и ст. Хомутово на Орловско-Елецкой железной дороге, при этом чем местность была южнее, тем типичнее делался чернозем. В геологическом строении местности было установлено, что кроме девонских известняков и мерчелей на наиболее высоких местах на поверхность выходят красные и желтовато-бурые пески, среди которых встречаются глыбы до 2,1 м и более песчаников. Гумусовый слой исследуемых черноземов достигал 40-53 см., пронизанный корнями растений. В Моховом экспедицией было установлено наличие множества кротовин в подпочве, а по оврагам ковыль изредка (по словам старожилов 50-70- лет назад это растение было массовым). Главными деревьями в искусственно засаженном лесу И.Н. Шатилова: ель, сосна стробус, лиственница, дуб и береза, которые хорошо растут как на ровных местах, так по оврагам. Интересное замечание В.В. Докучаева о том, что «в питомниках И.Н. Шатилова легко воспитываются почти все хвойные деревья, живущие в северной полосе Европы и Америки». На пути из Мохового в Хомутово территория занята черноземом типичным до 60 см и более мощности.

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры земледелия, агрохимии и агропочвоведения, выпускник Орловского сельскохозяйственного института 1994 года, Наполов Виталий Викторович всвоем выступлении обратил внимание на тот фактор, что у Василия Васильевича Докучаева было много учеников, развивших его идеи . Это: Н.М. Сибирцев, профессор, заведующий первой в мире кафедрой почвоведения и автор первого учебника генетического почвоведения, В.И. Вернадский (академик, основатель учения о биосфере и ноосфере), К.Д. Глинка (первый русский президент Международного общества почвоведов), Г.Н. Танфильев, Г.Н. Высоцкий (основатели агролесомелиорации); академики Л.И. Прасолов и Б.Б. Полынов и другие сподвижники, ставшие выдающимися учеными.

Панюшкина Ольга, студентка 3 курса АЭ301-1, отметила, что Докучаевым Василием Васильевичем было выдвинуто принципиальное положение о необходимости изучения не только отдельных факторов и явлений природы, но и закономерных связей между ними. Именно Докучаев В.В. отметил, что изучались ранее главным образом отдельные тела-минералы, горные породы растения, животные-и явления, отдельные стихии-огонь (вулканизм), вода, земля, воздух, но не их соотношения, не та генетическая вековечная и всегда закономерная связь, какая существует между силами, телами и явлениями, между мертвой и живой природой, между растительными, животными и минеральными царствами.

Щетинина Анастасия (студентка3 курса АЭ301-1 ) рассказала о том, что В.В. Докучаев во время работы экспедиции впервые систематически описывает морфологические профили черноземных почв и рассматривает их географическое распространение в связи с условиями почвообразования, что дало возможность впервые установить, что почва-это самостоятельное природное тело и ее формирование есть сложный процесс взаимодействия природных факторов почвообразования: климат, рельеф, растительного животного мира, почвообразующих пород и возраста страны.

Тарасова Елизавета, студентка 3 курса 301-2 отметила, что дальнейшее изучение В.В. Докучаевым черноземов, серых лесных почв и дерново-подзолистых почв в составе земских экспедиций и экспедиции лесного департамента способствовали разработке сравнительно-географического метода изучения почв с учетом всех экологических условий и созданию первой научной естественноисторической классификации почв.

Сороченкова Наталия ((АЭ 301-1) подчеркнула в своем выступлении, что учение о зонах природы, вытекающее из закономерности связи между организмами и неживой природой, оказало глубокое влияние на дальнейшее развитие не только почвоведение, но и смешенных наук-геоботаники, физической географии, лесоводства, геохимии В.В. Докучаев разработал методы исследования почвы, создал основы почвоведения, установил многие закономерности почвообразования и предложил ряд практических мероприятий по повышению эффективного плодородия почв.

Таганова Таисия, студентка 3 курса АЭ301-1 сделала вывод о том , что учение о почве созданное Василием Васильевичем Докучаевым, оказало большое влияние на геологию, геохимию, минералогию, геоботанику, лесоводство, земледелие, растениеводство, географию В.В. Докучаев намечает естественно-исторический принцип сравнительной оценки почвенного плодородия (бонитировку их правоспособности), рассматривает мероприятия по преобразованию степей, улучшению водного режима почв и созданию устойчивого к засухам степного земледелия.

Студенты Рагулина Елена Аэ-301/1, Епихина Диана Аэ-301/1, Зиновкина Татьяна Аэ-301/2, Алдобаева Наталья Аэ-301/2, Сурова Мария Аэ-301/2,Зубилова Зинаида Аэ-301/2, Богданова Екатерина Аэ-301/2 дали характеристику географии территорий почвенного покрова, изученного в период работы В.В. Докучаева, а студенты Алиев Мехроб Аэ-301/2, Наврузов Анушер Аэ-301/2 представили на карте Орловской области направление передвижения экспедиции и узловые точки местностей, на которых были заложены почвенные разрезы и отобраны образцы черноземных почв для анализа.

Идеи В.В. Докучаев нашли широкий отклик среди ученых России Европы, оказать большое влияние на развитие почвоведения. Так, Степанова Лидия Павловна отметила, что Василий Васильевич Докучаев был не только крупнейшим исследователем, но и выдающимся педагогом, талантливым организатором, руководил земскими экспедициями, возглавлял Ново-Александрийским сельскохозяйственный институт (ныне Харьковский гос агроуниверситет имени В.В. Докучаева), создал первую в мире кафедру генетического почвоведения, широко выступал с лекциями, разработал и внедрил эффективную систему защиты почв об эрозии и борьбы с засухой.

Многочисленные разносторонние исследования почв в разных странах и прежде всего в России подтвердили основные положения учения В.В. Докучаева, углубили и расширили его, утвердив, как всемирно признанную современную науку о почве.

Важнейшей проблемой в почвоведении остается рациональное, экологически правильное и экономически целесообразное использование почвы как природного тела и средства производства, с тем чтобы передать ее изученной грядущим поколениям. И эту проблему агропочвоведения детально изучает и успешно решает научно-педагогический коллектив кафедры земледелия, агрохимии и агропочвоведения ФГБОУ ВО Орловского государственного аграрного университета имени Н.В. Парахина.

 Русский чернозем Симпозиум.jpg

На опытном поле в факультета агробизнеса и экологии в НОПЦ «Интеграция» (с. Лаврово) продолжается проведение исследований в стационарном  полевом опыте кафедры по изучению способов обработки почвы, применению гербицидов и способов посева на плодородие почвы и продуктивность культур полевого севооборота.  Студенты – бессменные исполнители всех работ на опытном поле.

с практики.jpg

фото с практики.jpg

на практике2.jpg

поле снопы студенты.JPG